Постоянная занятость – признак лени и умственной апатии! — Мотивация на каждый день

Постоянная занятость – признак лени и умственной апатии!

Если вы читаете этот текст с экрана своего телефона, одновременно с этим спеша в метро и слушая музыку в наушниках, то вам стоит остановиться. По крайней мере, это то, что советовал сделать датский философ Серен Кьеркегор, живший в начале XIX века. Этот его совет не теряет своей актуальности по сегодняшний день.

MORE СМЫСЛА

Действительно, когда мы едем из офиса в спортзал, чтобы позаниматься фитнесом в обеденный перерыв, испытывая гордость за свой расписанный по минутам ежедневный график, нам стоит вспомнить предупреждение Кьеркегора, написанное почти 200 лет назад:

«Из всех смехотворных вещей мне кажется, что самое нелепое – это занятость, которая заставляет человека посвящать все свое время еде и работе… Что, интересно, делают все эти занятые люди?»

Стивен Эванс, профессор философии в Университете Бэйлора, объясняет, что Кьеркегор считал занятость средством отвлечения себя от действительно важных вопросов, таких как, «кто я?» и «для чего я живу?» Занятые люди «стараются заполнить все свое время и всегда находят, чем заняться», но у них нет принципа, определяющего их жизнь. «Все важно, но по большому счету ничего не имеет значения», — добавляет Эванс.

Кьеркегор считал, что, не дав ответа на решающие и самые мучительные вопросы о жизни, и не решив, ради чего он живет, человек не сможет развиваться как личность. Он назвал тех, у кого нет единой цели, людьми с «двойным мышлением», и утверждал, что виновником такого образа мышления является занятость.

И поэтому вся эта проблема с занятостью и неразвитостью личности схожа немного с ситуацией с курицей и яйцом. «Если вы обладаете неразвитой личностью, вы просто не будете об этом беспокоиться, — считает Эванс. — Вы просто всегда будете чем-то заняты и не станете забивать голову такими вопросами».

Озабоченность Кьеркегора вопросом занятости также была обусловлена его взглядами на проблему времени и важности жить настоящим моментом.

«Несчастный человек всегда находится вдалеке от себя и никогда не является самим собой», — писал он. Другими словами, одержимость далекими целями — это способ отвлечь себя от настоящей реальности.

Конечно, можно вести активный образ жизни, не будучи при этом занятым человеком. Кьеркегор говорит, что, например, религиозная любовь — это «чистое действие». Но это действие наполнено постоянным знанием единой цели, и поэтому эту деятельность пронизывает чувство спокойствия.

Избежать занятости, особенно во времена и в том обществе, в котором царит культ делового успеха, совсем непросто. Но Карл Ахо из Университета Бэйлора утверждает, что отказавшись от решения важных вопросов, вместо этого живя «двуличной» жизнью занятого человека, можно вовсе перестать брать ответственность за себя и в итоге прожить не свою жизнь, а чужую.

Если бы Кьеркегору удалось каким-то образом оказаться в современном мире, он, вероятно, был бы весьма удивлен и напуган сумасшедшим темпом жизни современного общества и множеством способов отвлечения себя с помощью: телевидения и  социальных сетей.

Хотя, возможно, он совсем не удивился бы всему этому. Такие философы, как Йозеф Пипер и Марк Тиетен, утверждали, что Кьеркегор рассматривал занятость, как одну из форм лени. На самом деле, слово «занятость» не является прямо таки синонимом слова «лень», как понимаем его мы. Но все же занятость по своей сути – это одна из форм психической или духовной апатии, это отказ от настоящей и действительно важной для нашей личности духовной работы.

В своей диссертации Ахо пишет, что Кьеркегор поставил занятости такой диагноз, как общий недостаток человеческой натуры. И поэтому, хотя этот недостаток усугубляется современными технологиями, он не уникален для нашего времени. По этой причине, чтобы справиться со всем этим, нам необходимо прилагать сознательные усилия. Это даст нам возможность жить настоящим моментом и заняться решением действительно важных для нас вопросов, что позволит нам отыскать истинный смысл жизни.

Автор — Olivia Goldhill

Оригинал

Ссылка на основную публикацию